gubr (gubr) wrote in ua_fantasy,
gubr
gubr
ua_fantasy

Алексей Калугин, Ржавчина, серия «Зона смерти»

Уважаемые сообщники, как вы наверное заметили, тема «Пикника на обочине» Стругацких обсмактывается, облизывается, пережевывается, переминается всемb, кому только ни попадя. А все началось с игры «S.T.A.L.K.E.R.», чтобы вы знали. В смысле не идея, а обсмактывание. «В чем прелесть этой темы?» - задаетесь вопросом вы наверное бессонными ночами, подглядывая за соседкой из соседнего дома. Давайте я постараюсь докопаться до глубин этого интереснейшего вопроса. Мне для вас ничего не жалко, особенно, когда у меня есть еще аж на 3 часа электроэнергии в батарее ноутбука и сижу я на вокзале в Харькове в 5:45 утра.
Книга «Ржавчина» оставила очень приятный осадок. Вкратце синопсис: на планете Земля пять Зон, в Зонах происходит всякая дрянь необъяснимая, появляются артефакты, монстры, непонятного рода образования и вообще все окутано техномистикой и физико-математическими … э-э-э… хочется написать «флуктуациями». Я не знаю значения этого слова, но, судя по звучанию, подходит оно, мне кажется, хорошо. Одна из Зон образовалась в г. Москва и там, естественно, собралось немало народу. Все как обычно в таких случаях – люди бегут от долгов, проблем с законом, в поисках ответов на вечный вопрос (по секрету – ответ «42»), в погоне за деньгами и прочее. И вот в Зону проникает журналист Вася. Журналисту Васе всего-то и надо: написать статью, да продать ее по-дороже. Для этого всего-то надо: прогуляться по Зоне, сделать пару снимков…. Хотя, вот незадача, он не захватил фотоаппарат… Тогда хотя бы сделать пару заметок об окружающей действительности этого странного, страшного, интересного мира… Да только он не взял с собой ни блокнот, ни карандаш… Хреновый, короче, из него журналист. И провожают его два наемника. Только он не совсем уверен куда его ведут, и что будет делать в конечном пункте своего путешествия по Зоне. Короче странная история, темная и запутанная с этим Васей. Зачем он пришел в Зону на самом деле? Григ, сталкер одиночка, обязан захватить Василия и доставить его заказчику, который так же находится в Зоне. Сталкер не привык задавать вопросы. В Зоне не любят вопросы. Но чем дальше в Зону, - тем больше всплывает… Вопросов. И начинены они содержимым, которое не тонет, под завязку. Куда и зачем идет Василий, журналист? Куда и зачем его ведет Григ? Куда и зачем хотят Васю доставить наемники???
Я люблю постапокалиптические произведения. Не знаю почему, но как-то так сложилось. Про постапок можно много почитать у Данила Кузьмичева в его блоге dahr.ru, там у него с матючьями, правда, но вы переживете. Там и про «Безумного Макса», и про всех последователей этого фильма. Так вот, Данил очень интересно и, на мой взгляд, правильно все изложил, почему постапок был таким популярным в свое время. Во время Холодной войны в воздухе висела определенная напряженность, результатом которой могло стать исчезновение людей с лица Земли. То есть – будет апокалипсис и все умрут. Эта мысль обыгрывалась и в прессе и в художественных произведения. А чуть позже эта мысль получила развитие и стало так – будет апокалипсис, смерть и разрушения, утеря знаний и технологий, но кое-кто все-таки выживет и выжившим придется бороться за максимум комфорта в наступившей на всех действительности. Вот в этой идее и есть весь постапок. Теперь же эта идея, с подачи Стругацких и популяризованная компанией GSC, ушла на новый виток эволюции. А что если на равне с нормальным, привычным нам миром, появится противоестественный, непонятный, а от того пугающий мир. Его можно будет увидеть, сфотографировать, зарисовать, потыкать в него палочкой, а он потыкает в нас, его границу можно будет отметить колючей проволокой. Однако Зона, обнесенная колючей проволокой, будет сама решать – какой она будет, что в ней будет, и оставаться ли ей в периметре колючей проволоки. То есть, неуправляемый локальный апокалипсис. В нее можно будет уйти всем, кто найдет в себе достаточно смелости или безумства, или отчаяния. И каждый новый житель Зоны будет сам решать – Рай это на Земле или Ад. То есть мысль теперь такая – будет локальный апокалипсис, вы можете посмотреть про него в новостях и, ежели у вас появится желание, вы сможете на всех обидеться и уйти в него.
Очень интересная Зона у Стругацких (произведение «Пикник на обочине», если кто не в курсе). Ну, во-первых, это оригинальная, первая, настоящая и единственная Зона. В чем ее особенность и отличие от последующих Зон? Зона Стругацких не агрессивна, она не направлена против людей, она не страшный тирллер, где за каждым углом кровожадные маньяки. Она просто непонятная и иногда несовместимая с жизнью. Она про то, как вставший из могилы человек, стремится попасть домой. Он не хочет никого убивать, съедать мозг и сделать себе чупа-чупс из глаза на гвозде. Восставший хочет просто прийти в то место, где когда-то жил, сесть возле печки и сидеть. Зона не идет на контакт с людьми. Ей не то чтобы пофиг, Зона просто не обращает на людей внимание, она не регистрирует людей своими органами чувств. В Зоне Стругацких даже оружие ни к чему. Оно мешает в Зоне. Все равно, что с ноутбуком совершать парашютный прыжок. Затяжной.
Но вот пришла пора меняться Зоне, согласно современным тенденциям. И конечно из нее полезли чудовища в наш мир. А из нашего мира чудовища полезли в Зону. И еще не ясно, на мой взгляд, не является ли первое реакцией на второе. И вот уже Зона, это не пассивные мусорные отходы безобидных инопланетян, а активная среда, результат безответственной человеческой деятельности. Однако это не планета Радуга, которая просто стерла людей со своей поверхности. Это стремительно эволюционирующая, взаимодействующая с людьми, использующая их среда, чуждая и людям, и планете. И нет, чтобы раскаяться в своей глупости, люди всячески пытаются усугубить ситуацию. Военные – артобстрелами, корпорации – изучением и воспроизводством продуктов Зоны, простые сталкеры-одиночки – основные добытчики самых вкусных объектов для корпораций, делают все, чтобы корпорации преуспели в своих стремлениях.
Очень интересная и разнообразная Зона получилась в сборнике рассказов, который шел с игрой «S.T.a.L.K.E.R.: Чистое небо». В книге интересно наблюдать, как меняется Зона в зависимости от автора: Зона – место военных действий, Зона – место физических аномалий, Зона – место альтернативной флоры и фауны, Зона – место галлюцинаций и овеществления фантазий, Зона – место, где действует магия и шаманство. С точки зрения Калугина, Зона генноинженерна и технологична, она сращивает живой мир и неживой. Что-то в Зоне Калугина есть от настроений книги «Грузовики» С. Кинга. Технозомби, ожившие машины, эволюционирующие, борющиеся за свое жизненное пространство, за добычу. Но машины ожили не сами по себе, Зона использовала людей для оживления большинства механизмов. Однако, есть и такие механоиды, которые получили разум и осознали себя как личность без вживления в них человека. По крайней мере, физически это никак не проявляется.
Сейчас есть как минимум две серии книг, посвященных Зоне «Зона смерти» и «S.T.A.L.K.E.R.». Хотел было пожаловаться, что стало сложно выбрать книгу. Ведь писать стали, если честно, все, кому ни зря. Но так и в фантастике и в фентези, и детективах. И приходится перелопачивать груды книг, прежде чем какая-то возьмет за живое и ее захочется купить и прочитать. Но ведь разнообразие – это хорошо, это больше хороших книг, больше новых миров, больше захватывающих сюжетов и интересных персонажей. И то, что мне иногда откровенно лень лазить по магазину или по прилавку в поисках достойного моего внимания произведения – ну глупо было бы винить в моей лени всех тех людей, которые не поленились написать книги, хорошие они или плохие (тоже субъективный вопрос весьма).
На этом я, пожалуй, и закончу. Всем приятно чтения. Не ленитесь искать хорошие интересные книги.

З.Ы, И, мля, напишите уже про это проклятое «Метро 2033» и «Метро 2034» - хорошее чи не? Книга, мля, стоит 100 грн. За какой спрашивается хрен? Там описан рецепт философского камня или где?
Tags: Алексей, Зона, Калугин, Ржавчина
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments